Произведения для хора минусовки

Самые яркие и позитивные эмоции с любимой музыкой

Отче наш - Хор Издательского Совета Московского Патриархата под руководством Даниила Саяпина (знаменный роспев, строчное и демественное многоголосие) Время бытования древнерусского безлинейного многоголосия сравнительно невелико, с конца XV в. по 1-ю половину XVIII. В этот период оно получает стремительное развитие и к середине XVII в. достигает своего апогея. В начале этого периода в рукописях встречаются только специальные указания на многоголосное исполнение песнопений. Позднее появляется последовательная форма записи, когда голоса, составляющие многоголосие, записаны в одной рукописи друг за другом. Эту форму сменяет поголосная, где каждый из голосов записан в отдельной рукописи (голосовые партии). Источники 1-й половины XVII в. уже содержат партитурную форму записи. В этих рукописях песнопения записаны специальной крюковой нотацией, получившей название «казанской». В начале XVIII века появляются нотолинейные рукописи, содержащие точные переводы песнопений с крюковых нотаций (иллюстрация 1) на одну из ранних форм пятилинейной нотации (иллюстрация 2), прочтение которой не составляет труда. Именно они стали для нас ключом к прочтению многоголосных песнопений записанных «казанским знаменем». Точность этих переводов не вызывает сомнений, так как они сделаны певцами, в совершенстве владеющими как крюковыми, так и нотными формами записи песнопений. Многоголосное пение было уделом высочайших профессионалов. Их удивительные по красоте и изысканности произведения не находят аналогов в других национальных музыкальных культурах. Произведения строчного (троестрочного) и демественного многоголосия являются вершинным проявлением творчества роспевщиков (композиторов) Древней Руси. До нас дошли имена некоторых из них, и самым знаменитым был митрополит Ростовский Варлаам Рогов (†1603). Основу данной программы составляет строчное (троестрочное) многоголосие. Этот тип пения является основополагающим в древнерусской многоголосной культуре. В основе его лежит путевой (путный) роспев, дублирующий репертуар знаменного распева. В многочисленных рукописях строчное многоголосие представлено как гласовыми, так и внегласовыми песнопениями. Всё то, что свойственно одноголосному знаменному распеву стало основой и троестрочия, а именно: осмогласие, попевочная структура, наличие пространных музыкальных оборотов (лицы и фиты). Демество (демественное многолосие) пожалуй самый торжественный роспев эпохи Московской Руси. В силу своей особой сложности репертуар этого роспева гораздо уже. Демество считалось наиболее совершенным и искусным видом пения, а в книге «степенного царского родословия» называлось «самым прекрасным пением». В данной программе четыре произведения демества: малая ектения 24, кондак 25, отпуст 34 и вечная память 35. Основными источниками певческого материала послужили две рукописи 2-й половины XVII в.: ГИМ, Син. певч. №220 (Обиход Полный) и РГБ, ф.178, №9440 (Сборник Певческий). В дополнение привлечены два «Сборника Певческих» (РГБ, ф.218, №343 2-й половины XVII в. и ГИМ, Муз. Собр., №564 1-й половины XVIII в.), а также Ирмологий (РГБ, ф.173(II), №120.2 1-й половины XVIII в). Тексты псалмов 50 и 90, а также 17-й кафисмы взяты из двух рукописей из собрания Троице-Сергиевой Лавры: Псалтирь с возследованием 2-й четверти XV в. (РГБ, ф.304.I, №308(841)) и Псалтирь конца XVI в. (РГБ, ф.304.I, №49). Тексты песнопений редактировались по Требнику конца XVI в. из того же собрания (РГБ, ф.304.I №227(996) и по старообрядческим рукописям (РГБ, ф.556, №№ 88,125 и РГБ, Музей Книги, №1218). Само последование заимствовано из Требника Малого (Изд. «Ковчег», Москва 2008). Мы намеренно совместили в программе две разные традиции исполнения. В результате многолетней практики исполнения нами произведений древнерусского многоголосия сложилась форма наиболее приемлемая для современной богослужебной практики Русской Православной Церкви. Именно эту форму мы и представляем в программе. Вместе с тем нам хотелось познакомить слушателя с традицией книжного произношения, сохраняющейся в некоторых старообрядческих общинах. Но главное — это возможность представить образцы уникального музыкального явления, сопоставимого по значимости с творениями Леонина, Перотина Великого и Гийома де Машо. Надеемся, благодаря нашим скромным трудам, древнерусское певческое искусство будет осознано как бесспорный шедевр наряду с иконописью, храмовым зодчеством и памятниками словесности.

Просмотры: 522 Комментарии: 0 Время: 1 мин 55 сек

Комментарии (0)

Последние фильмы

Несколько дней назад интернет вспыхнул информацией о скандальном обвинении Дины Гариповой в плагиате. Якобы песня "What if" написанная шведами Габриэлем Аларесом и Йоакимом Бьорнбергом и российским рок-музыкантом Леонидом Гуткиным, составлена из песни «Пожволь Жыч» 2005 года, которую исполняет полька Гося Анджеевич и припева из песни 2001 года «Carried away» британской группы Hear’say. В свою очередь, наставник молодой певицы Александр Градский считает, что Дину Гарипову просто хотят дискредитировать. Лучшие клипы года Хиты: 2047 Лайки: 0 Комменты: 0 Время: 01:15

Новинки клипов Хиты: 1400 Лайки: 0 Комменты: 0 Время: 02:07

Клипы всех времен Хиты: 1620 Лайки: 0 Комменты: 0 Время: 04:12

Десятое юбилейное появление Романа на этой сцене. На этот раз он расскажет о соседе, который ехал с ним в поезде. Новинки клипов Хиты: 1474 Лайки: 0 Комменты: 0 Время: 04:29

Клипы всех времен Хиты: 1344 Лайки: 0 Комменты: 0 Время: 03:27